на главную страницу
Обратная связь
Вторник / 20 ноября
english version
главная страница > НАШ ГОРОД > Люди Одессы
НАШ ГОРОД

 НАШ ГОРОД
 КАРТА ОДЕССЫ
 НОВОСТИ
 СМИ
 ТУРАГЕНТСТВА
 ГОСТИНИЦЫ
 КУЛЬТУРА
 ОБРАЗОВАНИЕ
 ЮМОР
Афиша
 Кино и театры 
Инфоцентр
 Одесские сайты 
 Гос. учреждения 
 Службы города 
 Гор. маршруты 
 Коды связи 
 Расписания 
Сервисы
 Игры Online 
Общение
 Одесский форум 
 Доска объявлений 





Люди Одессы

Борис Бурда | раздел Люди Одессы

У большинства телезрителей имя Бориса Бурды однозначно ассоциируется с популярными телевизионными играми "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг".
Читатели нашего журнала знают Бурду, как прекрасного кулинара, умеющего не только приготовить вкусное блюдо, но и рассказать об этом так, что самому хочется
стать к плите. Это, так сказать, сегодняшний день Бориса. Но в последнее время почему-то стали реже вспоминать и другую его ипостась - великолепного ироничного барда, без выступлений которого не обходился ни один фестиваль авторской песни. Редакция "Одессы" решила восполнить этот пробел и познакомить читателей с еще одной гранью таланта знаменитого "знатока". А заодно, воспользовавшись случаем, задать ему несколько вопросов не за игровым столом.

ВЕЧЕР С ЭСТОНКОЙ
(Посвящение Кристе)

Галстук час выбирал, завязал, как умел.
Нету смокинга - ладно, пойду в пиджаке...
Что там пишет учебник хороших манер?
Вилку - в левой руке,
Мясо - в правой руке!

Эта строчка темна:
Если выпьет до дна -
Доливать ли вина?
Доливать... Вот те на!
Дальше - снова не то:
Ну, подам ей пальто...
Не позвать ли домой?
Боже мой!
Ни за что!

От волненья вспотел, аж затылок намок:
Допустимо ль ее пригласить танцевать?
Вдруг по-здешнему это фривольный намек
На интим и кровать?
Ну и пусть - наплевать!

Рассказать анекдот?
Там есть слово "живот"...
Вдруг неверно поймет,
Кто ее разберет?
Им давно трын-трава
И похлеще слова!...
Ну, а вдруг это - жуть?
Так рискнуть?
Черта с два!

Как дойду? Как вернусь? Со щитом? На щите?
Время - то, но не помню ни дня, ни числа...
Может, зря звал не в сауну, а в варьете,
А она и сочла...
Эх! Была не была!

Вот она... О мой Бог!
Я не чувствую ног,
Ресторана порог,
И швейцар вроде строг.
Я к тому рубежу
Подхожу и дрожу...
Но все было не так,
Ну, а как -
Не скажу!

- Боря, скажи пожалуйста, неужели КСП - это окончательно пройденный этап?
- Откуда я могу это знать? Ты знаешь, есть книжка Роберта Желязны "Девять принцев Амбера"? Так вот, там главный герой тоже когда-то песенки писал, а сейчас не пишет. И мне очень понравилось, как он ответил на аналогичный вопрос: "Эта часть меня отдыхает".
- А КСП как движение?
- Вначале после распада СССР был упадок. Движение сжалось даже меньше, чем до истинных размеров. А сейчас... В клубах полно народа, на концерты в Москве не попасть. Я проходил мимо дома художника и видел объявление: "На концерт Георгия Васильева и Алексея Иващенко все билеты проданы". А концерт только завтра. В нашей бывшей столице функционирует так называемое "Бард- кафе". То есть обычное кафе с более-менее терпимой, и не более того, кухней. Но вечерами там собираются и поют барды. Я хотел попасть на программу Сергея Никитина, но мне сказали: "Простите, здесь только по билетам и все забито". Хорошо, что Сергей Яковлевич нашел мне место за своим столиком. Так что сейчас жанр потихоньку разгоняется, выходит на свои истинные размеры. И никуда он не денется этот жанр. На Грушинском фестивале, например, опять 130 тысяч народа.

ЭКЗОТИЧЕСКОЕ ТАНГО

Светило солнце пламенно и ярко,
Как будто в небо лампочку ввернули.
Швартуется трехмачтовый эмбарго
В тропическом порту Киндзмараули.

Красавица-мулатка Пандемия
В расшитом шелком модном какаду
Бельдюгу с рук дисперсией кормила
В цветущем ихтиоловом саду.

Красавец-капитан, бретер и батник,
Весь, как гектопаскаль, сосредоточен,
Сказал красотке голосом набатным:
"Миледи, я вернулся к вам из Сочи".

Гризетка побелела, как бумага,
Квантованно ответила она:
"Безродны вы, а мой отец - люмбаго.
Адью вам! Я другому отдана."

Он зашатался, как буллит под ветром,
С усмешкой ядовитой, как напалм,
Он выхватил шестизарядный ретро,
Бабахнул прямо в даму... и попал!

...Цветут дисплеи над могильным камнем,
Все шлягеры - и взрослые, и дети -
Рыдают, как последние бельканто!...
Нет версии печальнее на свете.

- Борис, твоя телевизионная жизнь проходит у всех на виду. Вот недавно все одесситы порадовались что ты, наконец, получил "Золотой Брейн" И, кстати, многие с удивлением узнали, что, оказывается, его у тебя еще не было.
- И не только одесситы. У меня где-то на полочке стоит книжка того же Георгия Васильева, подписанная так: "Хрустальному пиджаку номер один всех времен и народов". Он не знал, что у меня нет всех этих регалий: хрустальной совы, красного пиджака, золотой фишки.
- И тем более я тебя искренне поздравляю. И вот какой вопрос. Ваша передача и начинается музыкальной фразой: "Что наша жизнь? - Игра!". Но зная тебя, уверен, что она этим не ограничивается?
- Конечно нет. Дел много. В Киеве идут мои телепередачи. И, кстати, вполне возможно, что, когда выйдет ваш журнал, их уже будет смотреть вся Украина. В газете "Неделя" с середины декабря выходит страница "Бурда в "Неделе". Я рассказываю о всяких удивительных и забавных мелочах, о которых узнал, готовясь к играм. Занимаюсь делами Международной ассоциации клубов "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг". Выступаю, когда приглашают, в том числе и с концертами.

СЛУЧАЙ

Начальник народной дружины
Обрадовал грады и веси,
Что будет теперь не до жиру
Одной из древнейших профессий.
Сказал он: "Раз дамочкам энтим
Их облик моральный недорог,
Мы будем их вешать... на стенде
"Такие позорят наш город!"

Дружинники дам этих знали
(По службе, конечно - мир тесен!),
Из сотен с трудом отобрали
Для стенда потребные десять,
Конечно, повесили фото,
С фамилиями,.. с адресами!
Потом номера телефонов
Записывали они сами!

И к стенду тому каждый вечер
Стремились мужчины потоком,
Созванивались о встречах,
Справлялись о ценах и сроках,
И адрес записывал кто-то,
А самые шебутные
По-черному крыли, что фото
Одетые и не цветные!

И вот не прошло и полгода,
Как поняли некие дамы
По быстрому росту доходов
Огромную пользу рекламы!
За место в заветной десятке,
Несущее рост клиентуры,
Давали дружинникам взятки
Деньгами, вещами,...

Но с миром преступным контакты
Напрасны. Их срок быстротечен.
И всплыли позорные факты
Продажи доходных местечек!
Приперли дружинников к стенке,
Был суд справедливым и скорым -
Их фото украсили стенды
"Такие позорят наш город!"

- Ну, хорошо, это все сейчас. А что будет дальше? Узнаем ли мы новую ипостась Бориса Бурды?
- Я даже не знаю, что тебе сказать. Очень трудно загадывать. Может быть дальше будут книги. 15 февраля у меня намечена сдача большой рукописи. Рукопись, что интересно, кулинарная. Собственно, дебютировала она как раз на страницах журнала "Одесса", так что это издание, наверное, будет не только о кулинарии. Есть еще одно интересное предложение. Возникла идея написать школьный учебник по такому не совсем обычному предмету, как кулинария и домоводство. Написать так, чтобы у учеников не вырабатывалось стойкое отвращение к этому предмету. Эта идея меня заинтересовала, и возможно она осуществится в одной из стран бывшего СССР, сейчас решается в какой именно. А может, даже и не в одной... И конечно, хочется написать книгу, посвященную всевозможным играм, то есть по "основной специальности".
- Ну, как говориться, тут тебе и карты в руки, да и с изданием, думаю, у тебя не будет никаких проблем.
- Ты понимаешь, я ни разу не печатал книг за свой счет, не издавал кассет, пластинок, не обратился ни к кому с предложением напечатать мою статью, организовать мой
концерт. И считаю это абсолютно правильным. Издаваться нужно, когда тебя тянут за рукав, просят издаться. Во-первых, это избавляет от несвойственных тебе чисто коммерческих и организационных забот, а во-вторых, это доказывает, что твоя книга, пластинка, кассета кому-то нужна.

МОНОЛОГ ФУТБОЛЬНОГО ТРЕНЕРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Нам сделать ничью не позволят, хоть плачь,
По-старому, по договору,
Поэтому будет сегодняшний матч
Поставлен для нас режиссером.
Сценарий, надеюсь, успел зазубрить
От корки до корки любой.
Давайте, ребята... Да что говорить,
Покажем красивый футбол!

На пятой минуте (проверьте часы!)
Дадите прорваться "девятке".
Ты, Лепа, ухватишь его за трусы
В районе вратарской площадки.
Назначат пенальти - иначе нельзя,
Пусть зрители пьют валидол!
Он еле покатит, а ты, его взяв,
Покажешь красивый футбол!

Записывай, Сяпа. На двадцать второй
Тебя, как барашка на бойне,
Подкосит их "тройка" у самой штрафной
(Не бойся, он будет не больно).
Сумей демонстрировать, мать-перемать,
Какую ты чувствуешь боль,
А после (смотри, не забудь похромать)
Покажешь красивый футбол!

На тридцать шестой - Мулю пустят пройти.
А ты, жаждой гола горя,
Забьешь первый гол - метров этак с пяти
(Смотри, не убей вратаря!).
Ликуя, как дети, смеясь, хохоча,
Чтоб зрителей вызвать любовь,
Бежим к центру поля и там без мяча
Покажем красивый футбол!

Они - все в атаку, но нас не сломить,
Мы встанем в защите горой
И к сорок седьмой (драматический миг!)
Забьем с контратаки второй.
Они обещают нам сольный проход,
Ты, Тюпа, забьешь этот гол,
Пускай уж хоть раз наш бессменный профорг
Покажет красивый футбол!

Они нас просили про счет два - один.
Бог с ними, мы внемлем мольбе.
Но гол им забить все равно не дадим -
Забьем лучше сами себе.
Забьешь, Зюзя, в угол, ударом с носка,
Пытаясь сыграть на отбой.
Быть может, хоть этак ты, дурья башка,
Покажешь красивый футбол!

И плюньте на приз справедливой игры!
Хоть в землю их вбейте, понятно?
Но счет договорный - уж будьте добры,
Иначе все деньги обратно!
Надеюсь, что вам это ясно вполне,
Не зря ж я потратил весь год.
Запомните - выбью все зубы, кто не
Покажет красивый футбол!

- Мы заговорили о кулинарии. Расскажи, пожалуйста, когда ты впервые ощутил в себе кулинарные способности.
- Да практически сразу, когда женился. Жена у меня была очень хорошая поэтесса, очень талантливый человек, а вот готовить не умела фатально. Так не помирать же с голоду. Да и Владик вскоре родился. И я с ней договорился, что стирать и гладить не мое дело, а на кухню пусть без разрешения не заходит. Оно и спокойнее.
- А тебя не удивляет, что сейчас возник к тебе специальный интерес, как к кулинару? И телепередачи предлагают делать и книги писать. Почему вдруг?
- Все очень просто. Ты же помнишь, как нам в свое время нужна была свобода, бесцензурная пресса. Ее не было. И мы рисковали, в принципе, карьерой и даже собственной свободой, когда таскали друг другу самиздат. А теперь самиздата нет, этих сочинений всюду навалом и они никому не нужны. А сложности как раз с харчами и всем интересно.

ПОСВЯЩЕНИЕ КОЛЛЕГАМ

Ну что же делать, мои милые друзья?
Признаться, наше положенье очень сложно.
Мы так учились петь о том, о чем нельзя!
Так что же делать нам сейчас, когда все можно?

Поймите правильно - мы все, конечно, за,
Но ярок свет - ослеплены мы поневоле,
Зрачки расширены - привыкли к тьме глаза
От слишком долгого сидения в подполье.

Кто лезет чуть ли не в эстрадное ревю,
К гигантским сценам, к всесоюзному экрану,
И там теряется подобно муравью,
Что очень страшно, но нисколечко не странно.

В других вопит из душ не выдавленный раб:
Мол, обалдуи, как же вы еще не вникли,
Мы все раскроемся, и тут нас - цап-царап!
Чем было плохо? Мы и так уже привыкли!

А как писать, чтоб пересилить этот шок?
Кто был труслив, кто был криклив - сошли и скисли...
А вы б попробовали просто... хорошо
(Прошу прощения за странность этой мысли)?

И не кликушествуя, и не лебезя,
И зная, что кидаться в крайности - несложно,
И все равно найдется петь, о чем нельзя,
Причем и в наши времена, когда все можно.

- И последний вопрос. Что ты бы мог пожелать в новом году одесситам, Одессе и нашему журналу?
- Одесситам, чтобы все это кончилось. Одессе, чтобы она смогла остаться Одессой, не смотря ни на что. А журналу "Одесса" чтобы он стал более неожиданным, более изобретательным, и чтобы всегда держал замечательное свойство нашего города - сохранять в себе лучшие черты столицы и провинции, будучи при этом свободным от недостатков того и другого.

Песни и слова Бориса Бурды записал Сергей ОСТАШКО

 





 

Copyright © 2001-2018 OdessaOnline  Обратная связь

  Разработка и поддержка
студия ArtAdmires